[ Лекции ]
[ Хогвартс ]
[ Консультация ]
[ Сборник заклинаний ]
[ Письмо с Орлёночком ]
На дверях класса, над доской, на потолке и в левом нижнем углу каждой парты висело по объявлению следующего содержания:

Внимание ученикам 2-7 курсов! Если вы по каким-то причинам не изучали заклинания на 1 курсе, но хотите обучаться им в этом триместре, вам нужно будет ознакомиться с содержанием первой и второй лекций 1 курса. Также для всего 2 курса лекций вам потребуется первая лекция "Составление заклинаний" - без неё многое в последующих лекциях будет непонятно.

За столом наличествовал преподаватель, что обещало новую скучную теоретическую лекцию.

Здравствуйте, студенты!
Во-первых, прочитайте, пожалуйста, ещё раз объявление, которое тут везде развешано. Во-вторых, в связи с тем, что этот триместр будет последним в истории Хогвартса Сириуса, я решил уложить в этот курс всю вербальную палочковую магию, чтобы ваши знания были законченными, и вы могли сдавать по заклинаниям СОВЫ и КУБЫ. Так что расписание будет плотным и будет много теории, но две практики я вам обещаю. Теперь к теме нашего сегодняшнего урока. Составление, или придумывание заклинаний на самом деле и есть наука о вербальной палочковой магии. Всё, что мы проходили до этого - вещи исторические, описательные и советы по практическому применению. Сегодня мы поговорим о составлении моноформ.

Напомню, что моноформы состоят из одного или нескольких слов, которые специальным образом генерируются из другого набора слов, описывающих результат заклинания. Поясню, откуда возникла такая нетривиальная схема. Дело в том, что общим требованием к вербальным формулам заклинаний вербальной палочковой магии является благозвучность и произносимость на одном дыхании. Первое накладывает ограничение на звучание всей формулы, то есть на созвучность входящих в неё звуков и слов, а второе - тоже на созвучность и на длину формулы. Просто набор слов, чётко описывающий результат заклинания, обычно не удовлетворяет этим требованиям. Поэтому слова руппируют между собой, сокрощают и соединяют, в результате чего получается вербальная формула из одного(обычно)-двух(реже)-трёх(для тяжёлых случаев) слов. Всё это с учётом того, чтобы результирующая формула получилась созвучной и короткой. Следует также следить за тем, чтобы за этими махинациями не утерялся смысл - ведь когда при произнесении заклинания слова расходятся с мысленным представлением, то получается совсем не то, что ожидалось.

Таковы общие принципы, которые маги прошлого вывели путём проб и ошибок, и на их основе придумали сам метод составления заклинаний, впоследствии названных моноформами. Нам же гораздо проще, мы можем сформулировать правила составления моноформ:
  1. Определить для себя результат заклинания
  2. Подобрать пару слов(на латыни), описывающих действие заклинания. Как правило, это существительное и глагол. Иногда можно заменить одно из слов - наречием или прилагательным. На худой конец сойдут и два существительных, но лучше заменять одно из них на прилагательное, если есть возможность - иначе заклинание может получиться нестабильным в зависимости от словосочетания. За основу берется два слова, иногда, реже, три. Если для описания действия вам нужно больше слов, то следует совместить их по смыслу и сделать составную моноформу. 2 слова (одна часть) + 2 слова (вторая часть) = моноформа из 2 слов. Слова, описывающие действие моноформой, называются основой.
  3. Далее слова сокращаются и соединяются друг с другом в одно (с учётом пункта 2),сногда - через соединительную гласную, если без неё никак не получается, и добавляется окончание. Части слов должны чётко прослеживаться, также должно быть чётко видно, в каком месте слова соединяются друг с другом.При сокращении от каждого слова должен остаться корень + возможно несколько букв. Редко, когда корень большой и его можно сократить, оставив слово узнаваемым, так можно поступать. В общей сложности от слова не должно остаться менее 3 букв. Нельзя менять порядок букв в слове и слов в словосочетании.
  4. Возможными окончаниями являются: e, y, do, eo, io, a, um, s, o, us. Можно использовать два различных окончания вместе для повышения благозвучности формулы.
Полученное слово(слова) будет вербальной формулой моноформы. Также следует помнить вот о чём: необходимым условием это не является, но если вспомнить, что в заклинание входит также жест, в нашем случае - жест палочкой. С помощью указания палочокй можно задать направление или же объект заклинания, что избавляет нас от необходимости указывать их в формуле заклинания. Так, чтобы зажечь свечу, нет необходимости одним из слов основы брать "свеча", достаточно указать палочкой на свечу при использовании заклинания. За основу можно взять слова "огонь" и "зажгись", тогда её можно будет использовать для поджигания любых предметов. Иногда, конечно, имеет смысл включать в формулу заклинания объект (например, если использовать в качестве основы "свеча" и "зажгись", то с помощью такого заклинания нельзя будет поджечь, скажем, ковёр в гостинке), но как правило для указания объекта или напрвления пользуются жестом.

Сейчас мы рассмотрим пример составления моноформы. Когда я смотрю на стандартный сборник заклинаний, мне всегда очень не хватает заклинания файербола - с него и начнём.

Итак, fireball - это шар огня. Оба слова являются существительными, что нам не подходит, поэтому заменим одно слово на прилагательное - получим огненный шар. Заметьте, что иной маг при уже на этом этапе мог получить другой результат, для этого достаточно заменить на прилагательное другое существительное: шарообразный огонь. Лезем в словарь, получаем огеннный: igneus, flammeus; шар: globus, sphaera. Тут ещё 4 возможности сделать разные заклинания. Я выберу igneus sphaera. Теперь начнём сокращать. Первое логично сокращается до ign. Но тогда мы получим слово с пятью! согласными подряд - ignsphaera. Это крайне неблагозвучно, так что нужно, оставим ещё одну букву первого слова - igne. Корень второго слова - sphaer, и можно соединить две получившиеся части, добавив, например, окончание us - ignesphaerus. Получилось неплохо, но, на мой взгляд, длинновато и кривовато - поэтому я бы укоротил второе слово до spha и добавил, например, окончание do - ignesphado. Более компактная формула заклинания повышает эффективность заклинания, а также делает заклинание более сложным для расшифровки, что может пригодиться - для чего, расскажу в конце курса.
Для процесса составления заклинания есть два общепринятых метода записи.

Первый:
Igneussphaera
Ignesphaera
Ignespha
Ignespha-do
Второй, упрощённый:
igneus + sphaera = igne + spha + do = Ignesphado.

Указание палочкой определит направление, в котором полетит файербол. Однако какого размера он будет? Тут есть два подхода. Первый - нужно будет представить не только файербол, но и его размеры. Вообще, при использовании вербальной палочковой магии не нужно представлять себе результат во всех подробностях, для этого используются слова, достаточно лишь подумать о результате, но в данном конкретном случае придётся представлять. Если этот способ вам не подходит (лично моё воображение не слишком точно в размерах), то на помощь нам вновь придут жесты. Достаточно во время произнесения формулы до указания направления очертить палочкой круг - это и будет размер файербола.

Ну а теперь, допустим, мы хотим, чтобы наш файербол не только летел в кого-то, но и взрывался, когда достигнет цели. В таком случае нужно добавить ещё слов в основу, например, "взорвись при столкновении". Предлог в процессе синтеза можно будет опустить. Получаем:

plosi + collisio = plosi + coll + um = Plosicollum. Итог - Ignesphado Plosicollum. Не самая лучшая из моноформ, которые я придумывал - я уже испытываю некоторые трудности, чтобы произнести это словосочетание гладко и без запинки. Из этого можно сделать два вывода:
  • Придумывание красивой и эффективной моноформы - весьма кропотливый процесс. Неудивительно, что их не так уж и много.
  • Довольно сложно придумать произносимую моноформу из более 2 слов. Поэтому подавляющее большинство моноформ состоит из 1-2 слов.
Вот, в общем-то, и всё, что я хотел рассказать вам за эту лекцию. Как?! Я не услышал два звонка и мы уже отзанимались половину следующего урока? На какой же урок вы так не хотите идти, что даже не остановили меня? Вы пытались? Хм... в следующий раз используйте Sonorus :). Ладно, на этом всё, но домашнее задание всё равно записать надо.
  1. Придумайте моноформу, чтобы:
    завязать шнурки
    вернуть разлитую воду в ведро
    вдеть нитку в иголку
  2. А теперь задание посложнее - придумайте моноформу для того, чтобы запечатлеть нестираемый след:
    2-3 курс: пятна краски на мантии
    4-5 курс: грязного ботинка на спине
    6-7 курс: поцелуйчика на щеке
Пожалуйста, описывайте процесс подробно, аккуратно подбирайте основу, с объяснением, почему именно такую основу, и не делайте очепяток :). И ещё - участились случаи неправильных переводов с русского на латинский и наоборот. Во избежание давайте договоримся пользоваться одинаковыми словарями: Используйте русско-латинский и латино-русский словари.