[ Лекции ]
[ Хогвартс ]
[ Консультация ]
[ Сборник заклинаний ]
[ Письмо с Орлёночком ]
Здравствуйте, студенты!

Сегодня у нас снова теория. На этот раз, я расскажу вам подробнее о боевых заклинаниях. Всего по боевым заклинаниям лекций у нас будет две, и первая будет посвещена атакующим заклинаниям. Я считаю, что так будет логичнее - сначала научиться атакующим залинаниям, а потом - как от них защищаться, хотя гораздо важнее и сложнее как раз второе.

Вообще обучение боевым заклинаниям состоит из двух частей: тренировка, где мы много раз подряд отрабатываем заклинания, так чтобы они получались без проблем с первой попытки, учим, как от них же защищаться и отрабатываем эти самые защитные. Кстати, подмечено, что обучение конкретному боевому заклинанию идёт лучше, если ученик сипробовал его эффект на себе - не из-за воспитательной составляющей, а потому, что так гораздо легче понять, как заклинание действует. Поэтому ученики разбиваются на пары и начинают увлечённо друг друга дубасить. Вторая часть - это тренировка реакции и соображалки, которые, в конечном итоге, обычно и решают исход схватки современных волшебников на палочках. Для этого придуман дуэльный клуб, где всё это и тренируется. Обе этих фазы занимают много времени, поэтому остаются на самостоятельную работу, на лекциях я же буду рассказывать общие вещи, объяснять подробно какие есть боевые заклинания и как они действуют, как от них защищаться.

Итак, собственно, боевые атакующие заклинания:
  • Expelliarmus - разоружающее заклинание. Самое что ни на есть классическое. Оно выбивает из руки противника не только палочку, но и любой другой предмет (например, артефакт, который в ближайшем будущем потенциально может принести вам большие проблемы). Заклинание идеально подходит для того, чтобы охладить пыл и попробовать решить возникшую проблему в более спокойной обстановке. Предмет не просто выпадает из руки, но отлетает на некоторое расстояние в сторону. Также, заклинание может обладать ударным эффектом, то есть заставить жертву отступить или даже опрокинуть на землю, в зависимости от силы заклинания. Хоть потеря палочки на дуэли обычно и считается поражением, но следует помнить, что противник, лишившись палочки, всё равно остаётся в сознании и вполне дееспособен, а, значит, может продолжить драку - то есть, если нужно успокоить кого-то наверняка, то это не самое подходящее заклинание.
  • Stupefy - оглушающее заклинание. Тоже классическое. Эффект заклинание - удар, в результате которого жертва теряет сознание на некоторое время, которое может варьироваться в зависимости от силы заклинания. Может остаться вполне реальный синяк. Это заклинание как раз помогает в тех случаях, когда противника нужно на некоторое время вывести из строя. Приводить в сознание, кроме традиционных маггловских средств, можно заклинанием Enervate. Однако, этим заклинанием нужно пользоваться с осторожностью - при неоднократных применениях на одном и том же существе за короткое время (эффект накапливания) или одновременном попадании нескольких таких заклинаний можно нанести серьёзную травму, вплоть до переломов и сотрясений мозга. Так что никаких "для верности" во время тренировок и при практическом применении :).
  • Petrificus Totalus - заклинание окаменения. Эффект заклинания - жертва теряет способность двигаться и замирает в той позе, в которой её прилетел "горячий привет". При этом сознание она не теряет, всё видит (если на тот момент глаза были открыты) и слышит. При этом никакие процессы в теле человека не останавливаются, он продолжает дышать, потеть, итд. Позу человека поменять никак не удастся, по крайней мере, не с помощью магии - то есть нельзя будет ему разжать пальцы и вытащить из них палочку, если он её крепко держал. Соответственно, не получится и нанести никаких внешних физических повреждений. Если человека в таком состоянии ударить кулаком, то он боли не почувствует, а вы - очень даже, как будто ударили по чему-то очень твёрдому. не нужно думать, что он и впрямь каменеет - это образное выражение, конечно, в камень он не превращается. По примерно тем же причинам на него не подействует заклинание, например, Expelliarmus, а вот заклинание Levicorpus, подвешивающее человека вверх тормашками за лодышку, подействует, потому что ему ничего не мешает подействовать.
  • Impedimenta - барьерное заклинание. Эффект - противник врезается в невидимый барьер (или невидимый барьер влетает в противника), и отлетает от него. Соответственно, будет более эффективно на бегущем противнике (по вполне маггловскому закону сохранения импульса). Также облатает затормаживающим эффектом - жертва потом двигается очень медленно, могут путаться мысли, мир ходит ходуном и кружится.
  • Incarcero - связывающее заклинание. Жертва обнаруживает себя связанной по рукам и ногам невидимыми путами. Соответственно, убежать она уже не сможет, разве что упрыгать, если устоит на ногах, но палочка никуда не денется, и жертва вполне сможет себя расколдовать. Важной особенностью заклинания Incarcero является то, что оно мешает жертве использовать аппарацию.
  • Locomotor Mortis - заклинание, лишающее жертву возможности двигать ногами. Жертва просто перестаёт их чувствовать, и, естсественным образом, падает. Весьма специфического заклинание, для специфических случаев.
  • Conjunctivitus - заклинание, поражающее глаза жертвы. Заклинание, которое вроде как относится к порчам, но очень часто используется как боевое, поэтому я его сюда и включил. Это заклинание создаёт поток вредного для глаз излучения, а не действует на глаза напрямую, в чём заключается его особая пакостность (далее расскажу, почему). Иногда ослепляет не до конца, но в любом случае будет очень плохо видно, глаза будут слезиться и болеть. Через некоторое время проходит само. Не слишком приятное заклинание, и лучше его на людях не использовать, потому что зрение от этого заклинания может испортится. Самое частое его применение - в сражении против драконов, в основном неразумных, потому что глаза драконов являются наименее защищённым их местом.
  • Eximate - отбрасывает объект от заклинателя. Действует на живые и неживые объекты. Это заклинание, хоть и имеет бытовое применение, часто используется тогда, когда важно просто отбросить противника от себя подальше, чтобы держать его на расстоянии, не причиняя вреда.
  • Reducto - заклинание компактного взрыва. Взрыв происходит сам по себе в небольшой области пространства, куда указывает палочка, а не взрывается какой-то предмет. Это его отличительная особенность относительно других заклинаний взрыва. Поражающие эффекты такого заклинания - ударная волна (то есть есть взрыв произошёл рядом с вами, вас отбросит назад или подбросит в воздух, оставит ушибы), звуковая волна (возможно оглушение, от лёгкого до потери сознания, в зависимости от силы заклинания и расстояния до эпицентра), потоки очень горячего воздуха (оставляют ожоги, если стоять рядом). Пострадать может всё, что находится в зоне поражения. Это заклинание используют не только как боевое, но и для, например, вышибания дверей - такой взрыв рядом с дверью вполне способен снести её с петель или выбить из пазов гвозди, которые держат эти самые петли или засов, но дверь в щепки не разломает (скорее всего). По крайней мере она точно не взорвётся. Можно сделать себе проход в живой изгороди, например, использовав на ней Reducto. Небольшие и хрупкие предметы также могут разбиться или рассыпаться, если в них запустить Reducto - вазы, например, разлетаются на куски от Reducto только так.
  • Expulso - заклинание, взрывающее предмет. Хоть у него и не только боевое применение, относится традиционно к боевым. Поражающий эффект - ударная волна от взрыва и осколки предмета. Размеры предметов могут варьироваться, но не могут быть слишком большими или же являться частью большого объекта - например, стену с помощью Expulso не взорвать, для этого есть специальное заклинание. Весьма опасное боевое заклинание, так как можно поранить не только противника, но и себя, так что его использовать рекомендуется только в крайнем случае. Не действует на живое.
  • Confrigo - заклинание, взрывающее предмет в языках пламени. Примерно то же самое, что и Expulso, только взрыв помощьнее и добавляются горящие летящие обломки. Стену им по прежнему взорвать не получится. Не действует на живое.
  • Bombarda - заклинание взрыва или разваливания предмета на куски. это заклинание, в общем-то, не является боевым, но раз уж я рассказал о всех взрывных заклинаниях, то и об этом расскажу. Это заклинание используется, чтобы развалить на куски или взорвать части предметов. При наложении на предмет этого заклинания в указаном месте предмета происходит внутренний взрыв, который взрывает некую его часть. В зависимости от силы заклинания, может взорвать как небольшую часть (например, небольшой кусок стены, достаточный, чтобы полностью открыть засов двери), так и полностью развалить предмет (всю стену) на куски. Не действует на живое.
Вот, в общем-то, и все чисто боевые заклинания. При этом не все из них являются боевыми, как я сказал выше, по-настоящему боевые - первые 5 и взрывные заклинания. Почему же их так мало, ведь механизм составления моноформ позволяет создать бесконечное разнообразие боевых заклинаний? Вопрос хороший... и его я вам задам в домашнем задании, можете начинать думать. Вы таже можете видеть, что практически все эти заклинания не наносят серьёзных увечий или ранений, по крайней мере, не напрямую. Все заклинания, непосредственным и основным эффектом которых является нанесение серьёзного вреда живому существу относятся к тёмной магии. Например, заклинание Sectumsempra, автороство которого Роулинг приписывает персонажу Северусу Снейпу, которое оставляет многочисленные глубокие порезы на теле жертвы. Такие заклинания запрещены законом и их использование наказываются соотствественно, в зависимости от тяжестви нанесённого вреда, вплоть до Азкабана.

При описании боевых заклинания я затронул тему силы заклинания. До этого необходимости останавливаться на этом не было, поэтому расскажу подробнее сейчас.

Каждое заклинание, вылетающее из волшебной палочки, обладает какой-то силой. В чём её мерить не суть важно, потому что идея придумать универсальную единицу измерения магии уже рождалась много раз и помирала в муках на вопросе "а зачем и какая от этого хоть кому-то будет польза?". Так что будем считать, что меряется эта сила так же, как энергия, потому что каким-то количеством энергии оно явно обладает, и является мерой мощности эффекта заклинания. Также ещё есть понятие энергозатратности заклинания, что есть количество энергии, затраченное на произведение заклинания на свет - она больше либо равна силе заклинания. Ещё раз повторюсь, что силу или энергозатратность заклинания никто не меряет и численно не выражает, потому что это очень сложно и малополезно, но введение таких понятий облегчает понимание сути происходящего. Энергия для произведения на свет заклинания берётся из магии самого волшебника, магической силы палочки и магического фона окружающей среды, в разных пропорциях в зависимости от проводника, способа колдовства и других факторов. Часть этой энергии теряется по дороге - на обеспечение преобразования свободной энергии или магических запасов мага и проводника в заклинание, на проведение заклинания через проводник. В случае с вербальной палочковой магией на эффективность преобразования энергии в заклинание сильно влияет то, как составлена моноформа или полиформа. Чем заклинание неблагозвучнее звучит, чем оно длиннее, чем больше там будет пауз, тем больше энергии будет потеряно при преобразовании. Это своеобразный КПД заклинания, для идеального заклинания он равен 100% (но таких не существует). Также влияет чёткость выговариваия заклинания (чем менее чётко заклинание произнесено, чем больше букв "съедено", тем оно будет слабее). Опять же, КПД никто не меряет, но что на него влияет полезно знать. Из-за этих потерь сила заклинания всегда меньше его энергозатратности.

На силу заклинания влияют: сила эмоций мага при произнесении заклинания (но не все эмоции увеличивают силу заклинания, некоторые, наоборот, снижает её), желание самого мага, возраст мага и его опыт (у несовершеннолетних магов магические способности ограничены, и развиваются со временем и по мере обучения использованию своей магии), силы проводника и некоторого числа более мелких факторов. Но уже перечисленных факторов достаточно, чтобы понять, что всех их померить (даже если мы придумаем, как и в чём их измерять) и сформулировать точные зависимости силы заклинания от них всех не получится.

Подробнее остановлюсь на зависимости cилы заклинания от силы эмоций. Для вербальной палочковой магии наблюдается следующая картина: для моноформ эмоций лучше избегать, они будут мешать и снижать силу заклинаний, гораздо больше поможет сосредоточенность и точное представление результата. Для полиформ эмоции не только повышают силу заклинания, но и являются необходимой составляющей заклинания. Не все эмоции будут увеличивать силу заклинания, например, ярость и особенно разъярённость, горе, грусть часто помешают сделать заклинание сильным. При этом сильные эмоции позволяют не только в разы, но вплоть до нескольких порядков увеличить силу заклинания. Поэтому по-настоящему сильного колдовства в вербальной палочковой магии можно добиться только с помощью полиформ, моноформы же служат для другого. Многие спросят "а как же заклинание Expecto Patronum? Ведь для него необходимы сильные положительные эмоции! Но ведь это моноформа!". Правильно, что для него необходимы сильные эмоции. И это должно навести на мысль, что что-то тут нечисто. Если мы посмотрим на перевод этого заклинания, то увидим, что оно является фразой на латыни, дословно переводимой как "Надеюсь на защитника". Оно несёт в себе все признаки полиформы (фраза, не называющая явно результат, но несущеая общий смысл оного). Это заклинание является полиформой, придуманной ещё во времена, когда латынь не была мёртвым языком, и стало настолько популярным, что вошло в учебники (а может, лучше ничего и не придумали). Особо хочется предупредить, что при увеличении силы заклинания за счёт эмоций энергия в основном берётся из энергетического запаса самого мага, и поэтому использование полиформ при крайнем эмоциональном всплеске может быть очень опасно - не только эффектом, но и последствиями - вы можете сильно истощить свои силы, навсегда потерять свои магические способности, впасть в кому или даже умереть. И всё это практически непроизвольно. Такие случаи редки, но всё равно следует соблюдать осторожность.

У каждого заклинания есть свой минимальный порог силы (или минимальной энергии, необходимой для произведения эффекта), при итоговой силе ниже которого заклинание просто не получается. Это одна из причин, почему без палочки заклинания вербальной палочковой магии не действуют, а также причина, почему даже с палочкой не у всех получаются заклинания в детстве (просто организм ещё не способен отдать нужное количество энергии). Верхний порог тоже есть, он ограничен естественным образом суммой силы мага, проводника и той энергии, которую может собрать проводник в данном месте.

К чему я это всё веду. При составлении и произнесении заклинания нужно учитывать факторы, которые влияют на его силу (особенно - на эмоции), но основным способом контроля силы заклинания является желание волшебника. Здесь сказывается опыт, и только опыт. При тренировке остальные факторы, по возможности, нужно зафискировать (выбрать какое-то одно заклинание, много раз его произнести, чтобы добиться равномерной чёткости, следить за эмоциями (или вообще быть как можно спокойнее, пользоваться одним и тем же проводником, в одном и том же месте) и пробовать, пробовать, пробовать. Таким способом вы регулируете силу заклинания тем количеством энергии, которое вкладываете в заклинание из своих магических сил. Померять всё это в числах нельзя, поэтому познавать приходится на практике. Так как стандартный эффект заклинания вам известен (я его описал в лекции), полезно будет сосредоточиться на его достижении, а дальше пытаться увеличивать/уменьшать в зависимости от желания. На самом деле, это довольно сложно и не слишком полезно, многие маги не заморачиваются на умение придавать заклинанию различиную силу, поэтому начните с достижения стандартного уровня. Помните, что вы тренируетесь в лабораторных условиях, и остальные факторы никуда не деваются. Плохо составленная моноформа, нечётко произнесённая формула (помимо других возможных последствий) могут настолько снизить КПД, что сила заклинания не превысит нижнего порога, как бы вы ни пыжились. Также помните, что если вы хотите посильнее стукнуть кого-то Ступефаем, то он в любом случае не полетит как из катапульты - у вас просто не поулчится такого сильного заклинания. И взорвать башню Хога одной Бомбардой вам тоже не дано - тут нужны совместные усилия всего факультета... Ой, что-то я не о том :). Зачеркните последнее предложение.

Теперь вернёмся к боевым заклинаниям. Как я уже рассказывал на 1 курсе, есть такой класс заклинаний как сглазы. Они иногда относятся к боевым заклинаниям, потому что нередко используются в бою помимо боевых. В чём разница? Боевые заклинания придуманы и в 99% случаев используются в бою. Сглазы и порчи придуманы для того, чтобы нагадить ближнему своему, и применяются в бою тогда, когда могут вывести его из строя, то есть помешать ему продолжать бой. Есть и такие порчи, которые на возможности продолжать бой не сказываются, поэтому я считаю, что их следует разделать на два класса.

Вот список сглазов, которые часто используются в бою:
  • Fatigo - заклинание усталости.
  • Formido - заклинание панического страха.
  • Invertum Statim - заклинание опрокидывания.
  • Levicorpus - заклинание подвешивания в воздухе вверх тормашками за лодыжку.
  • Langlock - приклеивает язык к нёбу.
  • Rictusempra - заклинание щекотки.
  • Tarantallegra - заклинание неконтролируемых телодвижений.
  • Silencio - заклинание немоты.
Я не буду подробно расписывать эффекты этих заклинаний. Не дают возможности продолжать бой они потому, что сильно мешают колдовать (например, молча не получается пользоваться вербальной магией). Но это ещё не все заклинания, применяющиеся в бою. Так как полёт фантазии почти безграничен, и иногда - потому что лень вспоминать, в ход идут всякие разные заклинания, изначально не предназначенные для боевого использования. Очень популярны заклинания Incendio и Serpensortia - первым можно поджечь мантию противника или сухую траву под ним, вторым - вызвать змею, которая если и не покусает противника, то уж точно отвлечёт и заставит понервничать, а то и обратит в бегство. Таких примеров много, ищите сами, как разнообразить поединок и чем "приятно удивить" противника.

По моим часам через пару секунд прозвенит звонок, так что на этом лекция закончена, запишите домашнее задание. На следующей лекции мы поговорим о боевых защитных заклинаниях.
  1. Придумайте пару боевых применений небоевых заклинаний (и не сглазов), и пару бытовых применений боевых заклинаний (именно боевых, а не сглазов или бытовых, используемых в качестве боевых).(2 балла)
  2. Для каждого боевого заклинания (опять же, именно боевого, а не сглаза) придумайте ситуацию, в которой наилучшим выходом будет применение именно этого заклинания, а не остальных.(2 балла)
  3. Найдите в сборнике заклинаний какой-нибудь сглаз, кототый малополезно применять в бою (1 балл)
  4. Вопрос из лекции: почему вошло в учебник и используется в современном магическом обществе, как правило (за очень редким исключением), так мало боевых заклинаний? Ответ аргументируйте. (3 балла)
  5. По каким причинам у мага может не сработать заклинание вербальной палочоквой магии (с точки зрения рассмотренных в лекции понятия силы заклинания). Ответ аргументируйте. (2 балла)
Как всегда, пользуйтесь сборником заклинаний