[ Лекции ]
[ Хогвартс ]
[ Консультация ]
[ Сборник заклинаний ]
[ Письмо с Орлёночком ]
Здравствуйте, студенты!

Часть материала данной лекции входит в стандартный курс обучения, часть же будет полезно только тем, кто хочет глубоко разбираться в заклинаниях, так что эта лекция повышенной сложности. Соответственно, домашнее задание тоже будет непростым. Начнём, конечно же, с самого простого.

Во-первых, следует различать эффект заклинания и последствия заклинания. Эффект - это как заклинание влияет на окружающий мир или на объект заклинания. Последствия заклинания - это какие изменения произошли с окружающим миром или с объектом заклинания всилу эффекта. Несколько примеров, чтобы эта абракадабра стала более понятной:

Заклинание Petrificus Totalus. Эффект - человек не может пошевельнутся. Возможные последствия заклинания - затекание конечностей.
Заклинание Incendio. Эффект - создание небольшого огонька или поджигание предмета. Последствия - частичное или полное сгорание предмета, выделение тепла, ожоги.
Заклинание Serpensortia. Эффект - появление из палочки змеи. Возможные последствия - покусаный человек, переработанный дыханием змеи воздух, следы её движения на земле.
Так вот, отменить можно только эффект заклинания, а не его последствия, да и то не всегда. Чтобы исправить последствия заклинания, потребуются другие заклинания, исправляющие эти последствия. Например, чтобы исправить последствия заклинания Expulso пригодится заклинание Reparо. Это не значит, что заклинание Reparo является контр-заклинанием к заклинанию Expulso. Контр-заклинания также отменяют эффект заклинания.

Как правило, эффект заклинания спадает сам через некоторое время в зависимости от собственно специфики заклинания и его силы. Последствия же заклинания сами никуда не деваются, и, как я уже говорил, чтобы их устранить нужны новые заклинания или ручные действия по устранению (потушить огонь, к примеру). Для удобства можно разделить все заклинания по типу эффекта на заклинания с моментальным и длительным эффектом. Заклинание Petrificus Totalus имеет длительный эффект, то есть заклинание будет действовать на объект заклинания в течении некоторого времени. Заклинания Incendio и Serpensortia имеют мгновенный эффект - заклинание прекращает действие на предмет, как только он был подожжён или создана змея соответственно. Также можно выделить особый класс заклинаний, которые требуют непрерыной концентрации на них, иначе эффект пропадает. Это, например, Wingardium Leviosa или Corfensio.

Ну вот, мы с вами ввели ещё одну бесполезную классификацию. И зачем они только нужны? Собственно, нужны они для упрощения понимания, как какое заклинание снимать. Заклинания с длительным эффектом, как правило, либо развиеваются сами с течением времени, либо снимаются при помощи заклинания Finite Incantatem. Заклинания с длительным эффектом снимать не нужно, так как они магическим образом не поддерживаются, и нужно лишь исправить последствия этого заклинания (потушить огонь, убрать змею). Заклинания же с непрерыной концентрацией снимаются нарушением этой самой концентрации или Finite Incantatem (как правило, но всегда есть исключения). Также хочу отметить, что та же классификация и применима и к полиформам, только снять полиформу с помощью Finite Incnatatem удаётся далеко не всегда. Так что полезно представлять, к какому классу по этой классификации относится заклинание, чтобы для каждого отдельного случая не запоминать, как снимать это заклинание. На самом деле, интерес представляет только первый класс заклинаний, потому что исправление последствий для каждого отдельного случая индивидуально и далеко не всегда требует заклиананий, часто можно обойтись ручками. Скажу только, что всякие магическим образом соданные предметы следует убирать с помощью Evanesco, а не с помощью Expulso :). Нарушение концентрации мага тоже является делом нехитрым. А вот заклинание Finite Incantatem имеет ряд ограничений, и их изучением мы сейчас и займёмся. Собственно, где-то здесь начинается заморочная часть лекции. Базовые знания, необходимые каждому пользователю вербальной палочковой магии вы уже получили, так что если не планируете углубляться в дебри, можете смыться с урока.

Итак ). Finite Incantatem снимет эффект заклинания, если мы знаем, что за заклинание нам предстоит снять (то есть знаем его формулу, точный эффект и принцип действия). Вот видим мы, что стоит человек и не двигается. Чего это он? Если мы не знаем, какому заклинания он подвергся, то не сможем его расколдовать. Может, это был Petrificus Totalus, а может заклинание психосоматической блокады, а может - его в камень изнутри превратили В последнем случае, правда, скорее всего ничего уже не поможет). Так что эффект нужно знать. А вот если мы знаем, что есть такое заклинание Petrificus Totalus, которое заставляет человека замереть на месте, то можно по внешним признакам предположить, что это оно и есть и снять его с помощью Finite Incantatem. Ну а если это не оно, то ой, нужно искать, что же это такое было. Казалось бы, достаточно знать только эффект заклинания, зачем формула? Дело в том, что эффект не всегда можно определить, или же определить не полностью, а формула, если мы вдруг не знаем такого заклинания, поможет определить точный эффект заклинания. Это одна из причин, по которой нужны контр-заклинания. Например, заклинание Levicorpus, которое Гарри Поттер находит на странице книге Принца-Полукровки, отлично снимается Finite Incantatem, но Снейп снабдил его контр-заклинанием. Почему? Потому что контр-заклинание, созданное специально для снятия эффекта данного заклинания, подействует даже если ты не знаешь точного действия этого заклинания. Оно подействует вообще в любом случае, то есть если один заколдовал кого-то с помощью заклинания Levicorpus и ушёл, то другой может прийти и применить это заклинание - и эффект Levicorpus рассеется. Такой эффект достигается потому, что основа формулы контр-заклинания точно описывает каким образом эффект будет снят. В описанной ситуации, чтобы вновьпришедший смог воспользоваться Finite Incantatem для снятия эффекта Levicorpus, заколдованному придётся объяснять, что на него наложено заклинание Levicorpus, которое подвешивает его в воздухе за лодыжку (а что его подвешивает в воздух за лодыжку ни разу не очевидно), или же читать книжку с описанием этого заклинания и вникать. С контр-заклинанием заколдованному достаточно объяснить, что чтобы снять это заклинание требуется заклинание Liberacorpus, и вновьприбывшему можно смело его применять. Есть в контр-заклинаниях и другая полезность, но об этом мне уже расскажете вы в домашнем задании.

Что же делать, формула и точный эффект нам неизвестны? Если вы архимаг, то можно поплевать на ладони и применить Finite Incantatem, разнеся чужое заклинание в клочья. Но энергии на это уйдёт немеряно. Кстати, надеюсь, понятно, что если вы наложили заклинание, значит, вы точно знаете его эффект и формулу (иначе оно бы у вас не вышло), и снять вы его всегда сможете с помощью Finite Incantatem? Если же вы не архимаг и не вы наложили заклинание, то можно расслабиться - вам ждать, пока оно не развеется само. Но вот ведь беда - есть те самые ислючения из правил, а именно заклинания, эффект которых не рассеивается с течением времени. Такой эффект прописывается в формуле, вернее, в основе заклинания. Примером может служить заклинание, которое было наложено на портрет Вальпурги Блэк, матери Сириуса Блэка. Да и сами вы на первой лекции составляли парочку таких заклинаний. Это и есть тот самый тяжёлый случай, когда снять заклинание крайне и крайне сложно, и именно с такими случаями часто приходится сталкиваться сотрудникам министерства, исправляющим развлекающееся по мере сил магическое население. Если очень-очень хочется снять такое заклинание, то:

Для начала нужно попробовать найти автора шедевра и вежливо попросить его снять это безобразие. Вежливо - потому что только он может его снять при помощи Finite Incantatem и только добровольно, и если вы будете недостаточно вежливы и он откажется, мучаться вам и мучаться. Сильно не повезёт, если автор сам себя заколдовал и находится в состоянии несостояния. Если номер не прошёл, нужно мысленно сосчитать до 10 (для спокойствия), и ещё более вежливо попытаться выведать у него формулу. Не зная формулы у вас точно ничего не получится, поэтому продолжать имеет смысл только при наличии формулы заклинания. Шансов и способов узнать формулу, к счастью, чуть больше чем уговорить автора снять заклинание. Рассчитывать на то, что жертва правильно воспроизведёт вам формулу не стоит, но чем чёрт не шутит. Ещё может помочь узнат ьформулу легилименция, но доступна она не каждому, без согласия человека применять на нём легилименцию запрещено. Но допустим, вы правдами и неправдами добыли наконец формулу. Теперь, с одной стороны, дело техники, с другой - самое сложное.

Зная формулу, вам придётся расшифровать её - то есть, буквально, по формуле определить, какие точно латинские слова были использованы в качестве основы заклинания и как были сгруппированы. Для этого придётся запастись терпением и сборником заклинаний, и перелопачивать всевозможные варианты сокращений (вам очень повезёт, если слова основы были сгруппированы по 2, а не по 3). Возможных вариантов, как ни старайся, получится несколько (десятков), и придётся отсеивать их по смыслу, исходя из наблюдаемого эффекта. Проверим технологию на одном из придуманных за время написания домашек к первой лекции заклинаний - Ligafunio. Открываем словарь. "io" - приставка. Допустим, от первого слова остались лишь две буквы "li". Слов начинающихся на "gaf" нет, так что мы не правы. Допустим, осталось "lig". На "afu" тоже нет. Допустим, от второго корня осталось только "un", но тогда уже слов, начинающихся на "ligaf", нету. Получеам, что вариант разбития только один: "liga" и "fun". Выписываем все варианты слов, начинающихся на "liga":

ligamen - завязка, узы, путы.
ligatio - перевязывание.
ligatura - связка, пучок, перевязка.
ligare - завязывать.
Общий смысл уже понятен.

"fun":

Хм... там вариантов 30. Выписывать все не буду. Более менее разумных вариантов получится несколько, но, учитывая, что чаще всего основа состоит из глагола и существительного, а не существительного и глагола, разумный вариант будет только один: "завязать шнур". Собственно, задача сильно бы упростилась, если бы мы видели перед собой результат заклинания - завязанные шнурки (или завязанный непонятным узлом шнур, что более вероятно при такой основе). В общем-то простенькое заклинание, формула из 1 слова, основа из 2, недлинное, но всё равно мороки много. А обычно заковыристые заклинания куда хуже ). Помните, что мог быть использован приём общей буквы (когда сокращённое первое слово основы заканчивается на ту же букву, на котороую начинается второе слово) или, что очень редко - соединительной гласной. Определив основу, можно переходить к следующей стадии. Кстати, к этой стадии можно прийти и другим путём, попроще - отыскать записи придумавшего заклинание. Там точно будет основа. Но так везёт редко.

Теперь можно начинать составлять контр-заклинание. Особенность контр-заклинания в том, что его основа описывает, как конкретно отменить действие данного заклинания. Для иллюстрации возьмём заклинание из первой лекции, оставляющее несмываемый след ботинка на спине. Допустим, основа была "отпечаток грязного ботинка" и "несмываемый след". Нам нужно придумать, каким образом можно ещё избавиться от грязного следа ботинка, кроме как смыть. Раз нельзя смыть, то можно попробовать стереть. Так что можно взять основой "стереть след". Что делать дальше вы уже знаете - составлять моноформу. Собственно, если бы след был нестираемым, можно было бы его смыть, но не во всех ситуациях это поможет - например, краску смыть нельзя, поэтому чтобы избавиться от заклинания с основой "пятно краски" и "нестираемый след" придётся придумать другой глагол. Также заклинание может содержать несколько эффектов - тогда нужно последовательно отменить все эффекты, или несколько свойств одного эффекта. Например, заклинание с основой "отпечаток ботинка", "грязный след", "нестираемый след", "несмываемый след" - тогда нужно придумать, как снять все свойства эффекта разом. Это будет уже моноформа из 4 слов, такие моноформы придумываются специально чтобы сделать заклинание трудноснимаемым. Таким образом, путём кропотливых трудов можно будет снять такие вот злобные заклинания.

Чтобы снять эффект полиформы с долговременным эффектом, которая не рассеивается с течением времени и когда не помогает Finite Incantatem (а поможет он только в тех случаях, когда вы были автором полиформы), то вам нужно придумать контр-полиформу. Опять же, нужно будет узнать формулу заклинания, а также, в дополнение ко всем проблемам, как именно у автора эта фраза ассоциируется с эффектом. Иногда это понятно и так, иногда - отнюдь. Простой случай - полиформа "стоять-бояться". Тут связь между фразой и эффектом кристально ясна. Контр-полиформой могут быть полиформы - "уже-можно-дышать" или "проход-свободен" или "шеф-ушёл". Это не лучшие варианты, так что могут и не сработать - вообще, точную контр-полиформу придумать невозможно, поэтому нет гарантий, что полиформу можно снять. Часто приходится ждать, пока заклинание не пройдёт само.

Домашнее задание, как я и предупреждал, будет повышенной сложности.
  1. Вопрос из лекции. Почему для заклинаний Lumos и Sonorus контр-заклинания (Nox и Quietus соответственно) вошли в сборник? Думайте, ответ совершенно конкретный. Ответ аргументируйте.
  2. Классифицируйте заклинания из сборника по классификации, указанной в лекции. Да, это задание большое, но очень полезное.
  3. Самое простое задание - придумать контр-заклинание к заклинанию Haesolus Concrestratio. Наблюдаемый эффект - жертва стоит и не может сдвинуться с места.
  4. Придумайте контр-заклинание к полиформе "я-в-танке!" из лекции по полиформам.
Как всегда, пользуйтесь сборником заклинаний